Сергей Бессмертный (whiskydaily) wrote,
Сергей Бессмертный
whiskydaily

Compass Box: 10 лет

Недавно побывал на дегустации в честь десятилетия Compass Box, которую провел основатель и вискимэйкер компании Джон Глейзер.

Джон ГлэйзерМероприятие порадовало своей концепцией. Я не тешил больших надежд, думал, что будет рекламная дегустация того, что сейчас представлено на рынке. Но Джон поступил иначе и привез из личного архива 11 самых заметных релизов его компании и устроил настоящую ретроспективную дегустацию. Пробуя виски мы прошли через всю десятилетнюю историю Compass Box. Кое-что из опробованного стало настоящей редкостью. Джон пошутил, что эти виски мы можем попробовать только на этой дегустации, ну и может быть найти в каком-нибудь магазинчике в апстейте, где никто точно не знает, что у них есть в продаже (судя по реакции аудитории у многих есть что вспомнить о подобных находках).

Пересказывать можно долго, если кратко сформулировать философию и ценности Compass Box, то получится что чаще всего Джон упоминал любовь к экспериментам, желание делать иначе, чем все остальные. Потом внимание к дереву: предпочитается активный дуб, экс-бурбонные бочки использующиеся первый раз, или вовсе новый дуб. Настороженное отношение к смешению вина и виски, поэтому практически не используются хересные бочки и винные финиши. Любовь к французскому дубу. Ориентир: хороший виски - это виски, к которому хочется вернуться.

Правда в итоге воспринимается всё с немалой долей скептицизма, Джон не делал секретов из рецептов его виски, и слишком часто для человека, который декларировал любовь к лучшим и самым дорогим бочкам, в рецептах звучали "обновленные" hogsheads (когда использованные несколько раз бочки разбирают, состругивают изнутри несколько миллиметров дерева, заново собирают, обжигают и опять заполняют бурбоном или вином, чтоб через небольшой срок опять выдерживать в них виски - стоимость таких бочек дешевле, но и качество ниже).

Что же мы попробовали. Сразу скажу, что мои впечатление не будут содержать деталей, потому что у нас было одиннадцать напитков на час с небольшим, иногда буквально по несколько минут на напиток, при этом внимание приходилось делить между интересным рассказчиком и собственно виски. Ну и еще я уже по доброй традиции расслабился и получал удовольствие, не делая никаких записей :)

1. Asyla (2003), этот бленд предлагался до начала дегустации для того, чтобы скоротать время до начала официальной части. На половину состоящий из односолодового Linkwood производил впечатления напитка, который приятно пить, но который не вызывает ровно никаких эмоций.

Дальше дегустация шла почти в хронологическом порядке.

2. Hedonism (2000). История компании началась с этого зернового виски, причем мы  пробовали виски из той самой первой партии. Джона удивляло, что зерновой виски практически не продается, хотя, как ему казалось, после хорошей выдержки он вполне способен конкурировать с односолодовым виски. Джона Глейзера называли безумцем, и за саму идею, и оформление, которое сильно отличалось от общепринятого в то время дизайна бутылок. Новый Гедонизм меня не впечатлял, а этот понравился, очень тонкий аромат с мощным вкусом, который за отсутствием у спирта своего сильного характера, продемонстрировал все прелести выдержки в хороших бочках.

3. Eleuthera (2003). Первый солодовый виски, был смешан из Caol Ila и двух разных бочек Clynelish. Более поздние версии слегка меняли рецепт, но выпуск прекратился совсем, когда один из Клайнлишей стал недоступен. Хорошо сбалансированный и глубокий виски. Торфа вполне много, но он мягкий, отлично сбалансирован фруктами.

4. Monster (2003). Предшественник Peat Monster выпустился тиражом в 500-600 бутылок специально для нью-йоркского магазина Park Avenue Liquors. Уже после дегустации амбассадор марки Робин Робинсон в личной беседе рассказал интересный факт, что Джим Марри в своей библии тогда написал про этот виски, что никакой это не монстр, это котёнок. С Джимом тут сложно поспорить - действительно, старый "Монстр" в сравнении с новым "Торфяным Монстром", был гораздо более покладист и спокоен. Бутылирован с бочковой крепостью, что видимо тоже сыграло свою роль в названии.

5. Spice Tree (2005). Первый выпуск Spice Tree, который SWA признала незаконным. Для довыдержки брались бочки из неактивного дуба, разбирались, потом собирались обратно, но несколько досочек менялись на новые, из нового французского дуба. Джон позаимствовал эту технику у производителей вина. В результате переговоров с Ассоциацией удалось добиться разрешения тихо распродать первую партию.  Продолжение вышло только сейчас, через пять лет. В этот раз Compass Box вместо вставленных планок использует донья из француского дуба, что в меньшей степени раздражает SWA. Хотя, видя как мир виски изменился за 10 лет, сложно сказать была бы SWA столь же принципиальна сегодня. Лучший виски с дегустации! (пробовалась версия 2005 года).

6. Magic Cask (2006). Ограниченный выпуск для магазина в Онтарио. В этот раз Компас Бокс сделал-таки виски с винным финишем, использовались бочки из под Мадеры. Абсолютно не понравился, получилось больше вина, чем является разумным пределом. Получилось нечто чуждое виски.

7. Canto 46 (2007). В 2007 году Джон создает серию из 16 разных солодовых виски под одним названием, каждая партия закупается эксклюзивно одним из крупных ритейлеров. Мы пробовали версию для нью-йоркского Park Avenue Liquers, от других её отличали 18 месяцев довыдержки в новом французском дубе.

8. Optimism (2009). В разгар мирового кризиса специально для лондонского Whisky Live выпускает 170 бутылок этого редкого виски. Посыл рынку - оптимизм, это то, что способно нас спасти. Когда пил прилива оптимизма не почувствовал.

Flaming Heart9. Lady Luck (2009). Было выпущено всего 754 бутылки. История появления довольно интересна. В то время один независимый боттлер продавал половинчатые бутылки vatted malt'а, на этикетке значилось всего 8 лет, у него была винтовая пробка, но виски был замечательным и цены на него сразу уползли вверх. Секрет успеха был в том, что в данный купаж входили спирты Ардбега возрастом более 30 лет, уже потерявшие свою ценность как односолодовые, потому что крепость упала ниже минимальных разрешенных к продаже 40 процентов. К Ардбегу добавили 8-летний виски, которым просто подняли процентное соотношение алкоголя до требуемого уровня. Джон был уверен, что тот замечательный виски был просто случайной удачей компании-боттлера, и Lady Luck использует похожий принцип, являясь как бы осмысленным трибьютом тому самому виски.

10. Flaming Heart 10th Anniversary (2010). Виски, только выходящий в продажу. Третий выпуск Flaming Heart пришелся как раз к юбилею компании. Запасы виски уже прибыли в США и ждут оформления всех документов в Нью-Порте, появятся в продаже через несколько недель. Комбинация американского и франзузского дуба. Дым, фрукты, специи, очень богатый профиль.

11. Hedonism Maximus (2008). Не знаю кто придумал поставить последним в дегустации бленд из очень старых зерновых виски - 42-хлетнего Invergordon и 29-летнего Cameron Bridge, который продается в US за 300 долларов. Сложно воспринимать новые напитки после такой насыщенной программы, помню лишь то, что после череды торфяных солодовых виски получалось свежо и необычно. Эх, попробовать бы ближе к началу.

Update: Поправка, в оригинальном Spice Tree испльзовались "вставки", дощечки которые вставились внутрь готовой бочки. Тут можно согласиться с SWA - такая доска не является частью бочки, и черту надо проводить здесь, ибо дальше отступать некуда. Потому что следующим экспериментом уже дубовая щепа внутри бочки, и, поверьте, это никому не нужно. Так что запрет считаю обоснованным.
Tags: compass box, Мероприятия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments